Классы испаряемости бензина

Давление насыщенных паров жидкости – это давление, развиваемое парами в условиях равновесного состояния с жидкостью при данной температуре. Для простых жидкостей давление насыщенных паров определяется только природой жидкости и температурой, а для сложных (например, бензина) – зависит также и от отношения объёма паровой фазы к объёму жидкой.

Чем больше в бензине содержится углеводородов с низкой температурой кипения, тем выше его испаряемость, давление насыщенных паров и склонность к образованию паровых пробок.

Паровые пробки образуются в системе питания двигателя при эксплуатации автомобилей в летний период, особенно в южных районах страны, а также в высокогорных условиях и при повторных пусках перегретого двигателя. При нагревании бензина в системе питания легкокипящие углеводороды испаряются не только с открытой поверхности, но и в объёме топлива, результате чего образуется большое количество паров бензина. В бензине сильно возрастает объём паровой фазы и уменьшается объём жидкой. Через систему питания двигателя в этом случае идёт смесь, состоящая из жидкого бензина, его паров и небольшого количества воздуха, выделившегося при нагревании из бензина. Это приводит к снижению подачи насосом массового количества топлива, чрезмерному обеднению горючей смеси, перебоям в работе двигателя в связи с ухудшением её воспламенения, падению мощности и остановке двигателя. Остановка носит такой же характер, что и при засорении топливопроводов механическими примесями. Поэтому явление получило название паровой пробки, хотя двигатель останавливается не за счёт перекрытия топливного тракта паровой пробкой, прекращающей совсем подачу топлива. При эксплуатации автомобиля основным фактором, влияющим на образование паровых пробок, служит температура бензина в системе питания, которая зависит от конструктивных особенностей двигателя и температуры окружающего воздуха.

Индекс испаряемости (индекс паровой пробки) характеризует склонность бензина к образованию паровых пробок в системе подачи топлива.

Наименование показателя

Значение для класса

A

B

C и C1

D и D1

E и E1

F и F1

1 Давление насыщенных паров (ДНП), кПа:


не менее

45

45

50

60

65

70

не более

60

70

80

90

95

100

2 Фракционный состав:

объемная доля испарившегося бензина, %, при температуре:


70 °С (И70)

20,0 - 48,0

20,0 - 48,0

22,0 - 50,0

22,0 - 50,0

22,0 - 50,0

22,0 - 50,0

100 °С (И100)

46,0 - 71,0

46,0 - 71,0

46,0 - 71,0

46,0 - 71,0

46,0 - 71,0

46,0 - 71,0

150 °С (И150), не менее

конец кипения, °С, не выше

75,0

210

75,0

210

75,0

210

75,0

210

75,0

210

75,0

210

остаток в колбе, % (по объему), не более

2

2

2

2

2

2

3 Максимальный

A

B

C1

D1

E1

F1

индекс паровой пробки (ИПП)

 ИПП=10ДНП+7(И70)

-

-

1050

1150

1200

1250

Для бензинов классов А, В, С, D, Е и F индекс паровой пробки не нормируется